Как работает автомобильный кондиционер?
Всем нам необходим свежий воздух, особенно если речь идет о выживании в жарких бетонных джунглях. В особо горячие дни, включение кондиционера приводит к непередаваемому облегчению. Однако никакого льда в вашей машине нет (хотя, были времена, когда лед действительно использовался водителями для охлаждения). Фактически, холодный воздух, который подается автомобильным кондиционером – это, на самом деле, горячий воздух, температура которого снижается благодаря многоступенчатому процессу.
В этом замешана серьезная термодинамика, но мы так глубоко копать не будем. Вкратце: система основана на изменении давления газов, что приводит к изменению их температуры. Когда вы включаете кондиционер, его компрессор сжимает хладагент (фреон), повышая тем самым его температуру.
Попадая в конденсатор (расположен вблизи радиатора), фреон теряет теплоту. Проходя через осушитель, фреон очищается от влаги и других загрязнений. Затем, хладагент поступает в расширительный клапан, где сбрасывается его давление и отнимается еще больше тепловой энергии перед тем, как направить его в испаритель.
Испаритель похож на мини-радиатор, который еще больше снижает температуру хладагента, и удаляет избыточную влажность из воздуха. Система принудительной вентиляции прогоняет воздух через холодный испаритель, чем и производится охлаждение.
Сложно, но надежно.
Теперь вы знаете, как поступающий в салон воздух становится холодным. Если у вас возникают с этим проблемы, вы можете заказать проверку работы кондиционера в нашем автосервисе.
Как часто нужно проверять кондиционер?
Это вам решать. Какие ощущения от его работы? Чувствуется ли подача свежего и холодного воздуха при включении кондиционера? Если ответ «Да», то проверка кондиционера вам пока не нужна.
Для тех, кто ответил «Нет», есть некоторые уточнения: «Мой кондиционер не достаточно охлаждает» или «Проходит слишком много времени, прежде чем пойдет холодный воздух»? В любом случае, не стоит страдать – загляните на наш сервис, и мы сделаем так, чтобы кондиционер холодил, как никогда раньше.
Как часто нужно добавлять хладагент?
Только тогда, когда вам кажется, что кондиционер плохо охлаждает. Строго говоря, качественная система кондиционирования может отработать весь свой срок без единой замены хладагента. Но, это если повезет.
Если вы замечаете, что кондиционер не дает прежнего уровня холода, систему следует проверить. Во многих случаях, это связано с недостаточным уровнем фреона. Так как кондиционер является герметичной системой, снижение уровня фреона свидетельствует о том, что что-то не так. Возможно, имеется течь или вышел из строя какой-нибудь узел кондиционера.
Проверка в нашем салоне раскроет причину, и мы вернем вам машину с надежной подачей свежего и холодного воздуха.
Что такое хладагент?
Обычно, в данном качестве используется фреон (торговая марка компании «Du Pont»), в частности такие его разновидности, как: R-12, R-134A, HFO-1234YF. Фреон похож на моторное масло и охлаждающую радиаторную жидкость с точки зрения того, что он создан для работы в конкретной системе. В данном случае, для системы вашего автомобильного кондиционера.
Хладагент – это специальное химическое соединение, которое способствует превращению горячего воздуха в холодный. Происходит это за счет поглощения и вывода тепла.
Разные устройства (домашний холодильник, домашний кондиционер, автомобильный кондиционер) используют различные типы хладагента. В некоторых случаях, могут применяться и одинаковые.
Теперь вы знаете, каким образом, кондиционер превращает душное и жаркое пространство в маленькую Арктику.
Что конкретно представляет собой фреон?
Что ж, продолжим нашу лекцию по автомобильным кондиционерам.
Фреон, более известный как R-12 – это один из наиболее популярных галоидных (фтор, хлор) производных насыщенных углеводородов (CFC), используемых в автомобильных кондиционерах. Точнее, он был таковым до 90-х годов прошлого века, когда его запретили в большинстве стран в связи с негативным воздействием на Озоновый слой.
Новый хладагент R-134A не имеет в своем составе соединений CFC. С тех пор, как автопром отказался от использования CFC, озоновый слой восстанавливает свою структуру. Дыры, чье появление обусловлено фреоном, предположительно, будут полностью закрыты к 2050 году.
К слову: В США запрет продуктов с использованием CFC привел к закату эпохи популярности жестких лаков для волос (где применялись такие компоненты), которые активно использовались в 70-х и 80-х. Многие местные считают это следствие даже более позитивным, чем спасение озонового слоя.
Что такое Монреальский протокол?
Нет, это не очередной договор из уроков истории. Монреальский протокол – это официальное название документа, которым был запрещен фреон R-12 и другие соединения с использованием фторхлорпроизводных насыщенных углеводородов, что привело к отказу от подобных продуктов по всей планете. Причина запрета очень веская – такие соединения приводили к образованию крупных дыр в Озоновом слое.
Впервые протокол был подписан в 1987 году. Если к протоколу присоединится весь индустриальный мир, проблемы с Озоновым слоем будут полностью исчерпаны к 2050 году.
Именно Монреальский протокол является причиной того, почему мы сейчас используем хладагент R-134A, вместо вредного для Озонового слоя R-12. С 2013 года многие производители автомобилей переходят на хладагенты нового стандарта HFO-1234YF. Утверждается, что этот тип хладагента вообще не оказывает никакого воздействия на природу.
Что ж, ждем массового перехода.
Чем отличаются хладагенты R-134A и R-12?
Разница настолько велика, что она сказывается на судьбе всей планеты. Не хотелось бы сильно вас запугивать, но после того, как было обнаружено влияние R-12 на Озоновый слой, немедленно была начата работа по запрету хладагентов на основе фторхлорпроизводных насыщенных углеводородов. На сегодняшний день R-134A – единственный хладагент, принимаемый в качестве стандарта и допущенный к использованию в автомобильных системах кондиционирования.
Хладагент R-134A безопаснее, но и он не идеален.
С 2013 года R-134A заменяется более совершенным продуктом HFO-1234YF, который используется в некоторых моделях авто. На данный момент, это наиболее чистый и безопасный хладагент. Что еще более важно, он вдоль и поперек исследован и сертифицирован как продукт, не оказывающий вредного воздействия на природу. Прогресс в технологиях автомобильных кондиционеров поможет защитить нашу планету на много лет вперед.
Зачем искать замену для R-134A?
Несмотря на то, что R-134A разрабатывался уже с оглядкой на состояние Озонового слоя, в нем используются компоненты, которые могут быть вредны для окружающей среды, если произойдет утечка или при неправильной утилизации.
Таким образом, международное сообщество ученых все работает над полностью безопасным составом.
Вероятно, в ближайшее время, стандартным хладагентом станет HFO-1234YF:
1. Он тщательно исследован, и никакого вреда для природы не было обнаружено.
2. Если в вашей системе кондиционирования появится протечка, ничего страшного не произойдет.
Впрочем, это уже вопрос будущих поколений водителей. Наша цель – обеспечить вашей машине профессиональный уход, сохраняя при этом природу в первозданном состоянии.
Из чего состоит система кондиционирования автомобиля?
Автомобильный кондиционер состоит из пяти основных частей, которые работают совместно для обеспечения охлаждения воздуха. Вот эти узлы:
1. Компрессор;
2. Конденсатор;
3. Осушитель или аккумулятор;
4. Расширительный клапан;
5. Испаритель.
Кроме того, в систему входят различные шланги и горловина заправки хладагента, но основная работа происходит именно в пяти узлах, указанных выше. Дальше, мы разберем эти части подробнее.
Что такое компрессор?
Компрессор – это ключевой элемент системы кондиционирования. Если вы хотите иметь свежий воздух, то работающий компрессор жизненно необходим. Мы видели людей, которые пытались получить холодный воздух без компрессора. Ничего у них не получилось.
Компрессор:
1. Сжимает хладагент;
2. Отслеживает изменения температуры. Благодаря специальному управлению (как правило, электрическому), компрессор отслеживает и контролирует температуру. Всякий раз, когда вы меняете температуру или иные параметры подачи воздуха – система управления связывается с компрессором.
3. Питается от ременной передачи. Видели крутящиеся ремни под капотом? Они обеспечивают питание многих важных узлов, включая компрессор кондиционера.
Признаки изношенного компрессора: утечка хладагента, шумы, нестабильная работа кондиционера – все это намекает на замену кондиционера. На нашем сервисе может быть произведена тщательная проверка на предмет утечки хладагента с использованием специального оборудования. Просто так обнаружить утечку сложно, но специальные средства позволяют сделать это относительно легко.
Что такое конденсатор?
Конденсатор отвечает за превращение горячего хладагента из газа в жидкость. Обычно, он размещается в передней части автомобиля, как правило, в районе радиатора. Когда воздух проходит через конденсатор, он способствует тому, что горячий газообразный хладагент остужается и конденсируется, превращаясь в жидкость.
Конденсатор:
1. Можно обнаружить перед радиатором, его часто называют «мини радиатором».
2. Обеспечивает охлаждение хладагента. Конденсатор охлаждает теплый газообразный хладагент, который поступает из компрессора. В процессе, снижается его температура, и он переходит в жидкое состояние. После этого, хладагент направляется в осушитель.
Причины для волнений:
1. Утечки;
2. Повреждение шлангов (коррозия, засорение, механические повреждения);
3. Плохая производительность кондиционера.
Что такое осушитель?
Осушитель (он же приемник или ресивер) встречается на тех устройствах, где используется терморегулирующий клапан. Это узел подстраховки, который предотвращает попадание опасного мусора в более важные части кондиционера (в компрессор, например).
Задачи осушителя:
1. Отделение газа от жидкости. Если жидкость не останется в осушителе, она может попасть в компрессор и повредить его (он не рассчитан на обработку жидкостей – только газов).
2. Удаление влаги. Именно отсюда происходит название устройства. Сам по себе осушитель похож на влагопоглотитель, который можно найти в упаковке новой электроники.
3. Фильтрация загрязнений. Мусор в системе кондиционирования никому не нужен. Он может привести к ускоренной коррозии и выходу оборудования из строя.
Факт: Если в компрессор попадет вода, она может вступить в реакцию с хладагентом и образовать очень активные кислоты.
Причины для волнений:
1. Плохая производительность кондиционера;
2. Избыточный конденсат на стеклах и других поверхностях автомобиля.
Осушитель (ресивер) должен быть заменен в следующих ситуациях:
1. Всякий раз, когда система кондиционирования разбирается для ремонта, осушитель следует заменить;
2. Аналогично, когда автомеханик говорит вам, что избыточная влажность ухудшает производительность кондиционера.
Что такое аккумулятор кондиционера?
Это практически то же самое, что и осушитель, но применяется лишь на устройствах с дроссельной трубкой. Если у вашей системы кондиционирования есть аккумулятор, значит – у вас нет терморегулирующего клапана.
Задачи аккумулятора:
1. Контроль количества хладагента, поступающего в испаритель;
2. Задержание избытка хладагента, в целях предотвращения повреждения компрессора;
3. Фильтрация загрязнений и удаление влаги из системы кондиционирования.
Менять аккумулятор следует:
1. Всякий раз, когда производится ремонт системы кондиционирования;
2. Всегда, когда автомеханик обнаруживает проблемы с избыточной влажностью.
Что такое терморегулирующий клапан или дроссельная трубка?
Клапан или трубка размещаются между конденсатором и испарителем. Их задача – контроль температуры и давления в системе кондиционирования с целью определения количества хладагента, которое можно безопасно направить в испаритель. Дроссельная трубка также может иметь мелкое ситечко для фильтрации загрязнений.
Факт: Если в испаритель поступает слишком много или слишком мало хладагента будут проблемы. Нормальное функционирование клапана или трубки критично важно для нормальной работы автомобильного кондиционера.
Причины для волнений:
1. Плохая производительность кондиционера;
2. Очевидные загрязнения, о которых вам расскажет автомеханик.
Что такое испаритель?
Данный узел отвечает за охлаждение воздуха и удаление влаги. Если вам в лицо дует прохладный свежий воздух – испаритель работает как надо.
Испаритель:
1. Находится непосредственно за панелью салона. Это последний и важнейший элемент системы на пути воздуха к вашему лицу.
2. Охлаждает воздух с помощью хладагента. Находясь под низким давлением, хладагент проходит через испаритель, поглощая тепловую энергию и охлаждая его. Когда воздух проходит через охлажденный испаритель, получается освежающий эффект.
3. Обеспечивает подачу холодного воздуха. Это последний этап в работе системы. Благодаря испарителю, холодный воздух теперь может поступать из вентиляционных отверстий.
Причины для волнений:
1. Плохая производительность кондиционера.
Что такое муфта компрессора?
Прежде чем компрессор будет включен, специальная электромагнитная муфта должна послать соответствующий сигнал для начала (равно как и для завершения) цикла. Муфта «сообщает» компрессору, когда необходимо включаться и выключаться, чтобы хладагент вовремя сжимался, прежде чем поступить в конденсатор, и, затем, в испаритель.
Когда муфта переключает циклы?
Переключатель муфты контролирует температуру в испарителе, чтобы предотвратить его замерзание. Несмотря на то, что большинство автомобилей поддерживают минимальную температуру кондиционера на уровне около +15 градусов, в испарителе температура может быть очень низкой, что чревато его полной заморозкой. И это не хорошо. Муфта контролирует цикл работы системы таким образом, чтобы температура в испарителе не опускалась до опасных значений.
Признаки проблем с поддержкой нормального цикла:
1. Испаритель замерзает;
2. Система не дает достаточного охлаждения.
Что такое горловина замены хладагента?
В этом месте происходит самое интересное. Это специальный соединяющий клапан, через который систему кондиционирования можно заправить новым хладагентом. Обычно, горловина расположена на шланге вблизи аккумулятора.
Осторожно: заправка хладагента требует специального оборудования и знаний.