PPF (Paint Protection Film — защитная пленка для ЛКП), конечно, держится не вечно. Распространенная пленка Clear Bra, например, держится в среднем около пяти лет.
Перед удалением любой защитной пленки: определите состояние пленки
Если защитная пленка находится в более-менее хорошем состоянии, возможно ее просто стоит слегка отполировать мягкой губкой или губкой средней жесткости. Вид пленки улучшается (до некоторой степени) и ей можно вернуть немного былого блеска и чистоты. С помощью машинной полировки можно убрать даже легкие царапины. Если состояние пленки достаточно приличное, то зачем ее удалять?!
Пленка в плохом состоянии
Сложно сразу определить, сколько времени потребуется для удаления пленки. Также сложно сразу определиться с ценой вопроса. Когда я вижу защитную пленку, которая находится в очень плохом состоянии, я обычно задаю клиенту несколько вопросов:
- Как долго защитная пленка находится на автомобиле?
- Не была ли куплена машина уже с защитной пленкой (пленка установлена производителем/дилером)?
- Автомобиль обычно стоит на улице или в гараже?
- Каков тип пленки и кто ее наклеивал?
- Как производился уход за автомобилем и сколько раз проводился детейлинг?
- Планируете ли вы наклеить новую защитную пленку после удаления старой?
- Покупалась ли машина б/у и если да, то в каком состоянии?
- Туда же: сколько владельцев было у автомобиля, перед тем как вы его приобрели?
Это те вопросы, которые я могу задать, чтобы лучше определиться, с чем именно мне предстоит иметь дело. Если защитная пленка находится в очень плохом состоянии или у нее истек период эксплуатации, это обычно видно сразу невооруженным взглядом. Можно попробовать ее на ощупь. Иногда этого достаточно, чтобы определить, насколько защитная пленка готова к замене.
Удаление пленки, у которой истек срок эксплуатации
Перед началом любых работ для меня очень важно подробно все обговорить с клиентом. Обычно довольно сложно заранее сказать, сколько времени займет процесс и с какими сложностями можно столкнуться в процессе удаления PPF. Однако, вооружившись нужными инструментами и продуктами, можно убрать защитную пленку максимально быстро и с минимальными сложностями. Вам понадобятся паровая установка Steamer, аппарат для сушки струей теплого воздуха, очиститель 3M Adhesive Remover, автомобильная глина, IPA (70% раствор изопропилового спирта), пластиковые лезвия... и молитва на случай, если все будет проходить по самому плохому варианту.
Перед вами фотоснимки Порше. Большинство Поршей идут с защитной пленкой на боковых крыльях, поскольку те выступают за пределы кузова и очень восприимчивы к гравию, грязи и пыли. Часто эта пленка нормально держится годами. В частности, в этом конкретном случае PPF клеилась изготовителем тринадцать лет назад и никогда не менялась. Пленка была липкой на ощупь и не отклеивалась. Нужно было действовать очень аккуратно, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие. На фото, представленном ниже, мы можем увидеть несколько вещей. Вы видим, как пленка отслаивается. Видим глубокие царапины и видим, насколько она загрязнилась.
Паровая установка Steamer и очиститель 3M Adhesive Remover — это то, что вам понадобится в данной ситуации. Я также обычно использую денатурированный алкоголь (70% раствор изопропилового спирта). Пленка не снимется одним большим куском, поэтому важно фокусировать усилия на одном небольшом рабочем участке.
Когда все сказано и сделано...
На снимках ниже вы можете увидеть, насколько отличается зона, которая была покрыта защитной пленкой, от соседних участков кузовной поверхности. На протяжении многих лет неоднократно проводилась машинная полировка кузова, которая, естественно, по разному воздействовала на «чистое» лакокрасочное покрытие и на участки кузова, покрытые защитной пленкой. В результате, после снятия пленки поверхность ЛКП получилась неоднородной. Пальцем, наощупь, хорошо чувствуется линия, по которой проходил край пленки. После ее удаления толщина «чистого» лакокрасочного покрытия оказалась меньше, чем толщина ЛКП зоны, на которой была наклеена пленка PPF. После влажной шлифовки и коррекции поверхность стала более однородной и машина стала выглядеть просто замечательно!
Более сложные случаи удаления защитной пленки
Если вы приготовились снимать защитную пленку в ясный и солнечный теплый день, припаркуйте машину на улицу и пусть она там постоит с часок. Пленка прогреется и удалять ее будет не в пример проще.
На фото, приведенном ниже, тот самый случай, когда защитная пленка отодралась одним цельным куском, но на поверхности кузова осталось клейкое вещество. На самом деле это не такой уж сложный случай, но для удаления остатков клея вам понадобится очиститель 3M Adhesive Remover и плитка чистящей глины. На этом конкретном транспортном средстве, как я выяснил у клиента, защитная пленка устанавливалась производителем. Автомобиль несколько лет парковался под деревьями, после чего был привезен ко мне, для замены защитной пленки и детейлинга. Практически уверен, что пятилетний срок эксплуатации, гарантированный изготовителем защитной пленки, давно уже прошел, а в процессе эксплуатации за пленкой должного ухода не было.
Замена защитной пленки в нужное время
Как я говорил чуть выше, во многих случаях нет должного ухода. В противном случае замена защитных пленок проходила бы намного проще и быстрее. Но это полбеды: нередко PPF остается на своем месте после истечения срока эксплуатации, что вызывает дополнительные сложности и лишние финансовые траты со стороны владельцев транспортных средств. Мастерам из автосервиса стоило бы почаще рассказывать об этом своим клиентам.
На фото, приведенном ниже, мы имеем тот самый случай, когда срок эксплуатации пленки подходит к концу. Как видите, пленка уже приобрела грязно-желтый цвет. Если не заменить ее сейчас, в дальнейшем мы можем столкнуться с проблемами, описанными выше. В данном же случае пришло самое время менять PPF. Лакокрасочное покрытие кузова 09 Aston Martin Vantage выглядит замечательно, все остальное тоже смотрится просто прекрасно, за исключением пожелтевшей защитной пленки.
Чтобы удалить пленку, я выставил на небольшой нагрев свой аппарат для сушки струей теплого воздуха и, удерживая его на расстоянии 30-40 сантиметров от кузова автомобиля, прогревал пленку в течение 15-20 секунд, водя инструментом вверх-вниз и вправо-влево. Пленка нагревается довольно быстро. Как только она разогрелась, начните отдирать ее с уголка. Отклеили небольшой участок? Не отпуская из рук уголок, продолжайте отдирать пленку по направлению от себя. Не пытайтесь удалять ее так, как снимаете шкурку с банана (извините, других сравнений у меня нет). Просто постоянно тяните пленку, как показано на фото, приведенном ниже. В этом случае клеящее вещество будет отдираться от поверхности вместе с пленкой, а не оставаться на кузове автомобиля. В случае же, если будете действовать как с бананом, значительная часть клея останется на лакокрасочном покрытии и потом придется его чистить с помощью 3M Adhesive Remover и глины.
Перчатки
Перчатки очень важны для защиты суставов пальцев при работе с большими секциями. Крепко хватайте защитную пленку и тащите. Сворачивайте пленку и старайтесь, чтобы отодранная пленка липкой стороной больше не прикоснулась к лакокрасочному покрытию кузова. При снятии больших кусков защитной пленки можно легко порезать пальцы, поэтому обязательно одевайте перчатки.
Большая часть времени
И опять же, как видно и на фотографии ниже, защитная пленка не всегда легко отдирается. По своему опыту могу сказать, что процентах в 90 случаев PPF удаляется относительно просто, процентов 10 приходится на более сложные случаи. Ferrari 599 GTB (на фото) — пленка удалялась без проблем, небольшие сложности появились только на панелях у головных фар. Думаю, что так случилось по одной из двух причин: 1) плохо подготовили поверхность перед наклеиванием PPF или 2) небрежно проводилась полировка. В частности, мастера пренебрегли небольшими участками кузова, ставшими «проблемными».
Удаление защитной пленки большими секциями
Снимая большие куски PPF, я сначала отдираю понемногу по всему краю пленки. Так вам легче будет работать дальше и будет видно, где пленка отстает от кузовной поверхности проще всего, а где потребуется приложить некоторые усилия.
Преимущества защитной пленки
Общепризнанно, что пленка — лучшая защита лакокрасочного покрытия кузова автомобиля на сегодняшний день. Она может быть не самой лучшей по внешнему виду, но если вас это устраивает, то лучшей защиты для ЛКП вы не найдете. Как бы бережно вы ни относились к своему автомобилю, а всегда существует риск повредить тем или иным образом лакокрасочное покрытие. Если же краска будет защищена защитной пленкой PPF, спать вы будете намного спокойнее. Да, наклейка PPF стоит не так дешево, как хотелось бы, но однозначно она выйдет намного дешевле, чем стоимость повторной покраски кузова в случае повреждения ЛКП.
На фото, приведенном чуть ниже, можно увидеть следы износа, с которыми нельзя было справиться с помощью полировки. К счастью, пленку можно просто снять! Проблема решена. Никакого вреда для лакокрасочного покрытия, никаких повреждений металла кузова. Защитная пленка — хорошая инвестиция ваших денег!
Удаление защитных пленок с очень дорогих автомобилей
Ко всему вышесказанному появляется немало вопросов, когда речь идет об экзотических, классических и других не самых дешевых автомобилях.
Я, как фанат хорошего ЛКП и энтузиаст детейлинга, неоднократно испытывал состояние неуверенности, когда приходилось снимать защитную пленку с очень дорогих автомобилей. В голове в этот момент проносится очень много не самых радужных мыслей. Думаю, у вас будет то же самое.
Для большей безопасности я рекомендую менять защитную пленку на дорогой машине каждые два или три года. Если держать PPF на кузове эксклюзивного авто слишком долго, могут быть не очень хорошие последствия для лакокрасочного покрытия. Владельцы подобных транспортных средств обычно не жалеют денег ни на детейлинг, ни на автокосметику. И в большинстве случаев не жалеют средств и на защитную пленку. Я бы советовал в данном случае вовсе обойтись без PPF, особенно если машина долгое время стоит в гараже.
Итак, с чего стоит начать удаление защитной пленки с кузова дорого автомобиля? Я бы советовал начать с самого низу и с небольшого участка (он у нас будет тестовым). Затем я бы измерил размеры секций и продолжал отделять пленки от меньших к большим. До начала работы поставьте машину на улицу, под солнечные лучи, на час или около того, подготовьте все необходимые продукты и инструменты и можете приступать.