Платные дороги медленно, но верно входят в нашу жизнь. К 2016 году за проезд по трассе. У России уже имеется опыт организации платного движения. Данный эксперимент нельзя назвать удачным. Оказывается, чтобы сделать трассу платной необязательно ее ремонтировать. Кроме этого можно сделать цены настолько большими, чтобы поставить мировой рекорд по взиманию самой высокой платы за проезд по не самым хорошим дорогам.
В 1999 году на трассе М-4 «Дон» открылся первый в стране платный участок – 30км в Липецкой области. С конца прошлого года количество «платных» километров увеличилось до 52 км. Расценки установили следующие: автомобили с массой до 3,5т-55руб, от 3,5 до 8т-110руб, выше 8т-220руб. После запуска увеличенной платной трассы большая часть автомобилей стала выбирать бесплатные дороги, одна из которых проходит через исторический центр города Задонск. Это привело к огромным пробкам и быстрому разрушению дороги, а также моста через Дон. Пришлось срочно принимать меры и в результате появился ночной тариф для большегрузов (100руб), что частично решило проблему.
Еще одни «пионеры» платного движения - псковские власти. С марта 2002 года ряд дорог в области стали платными, но при этом ремонтом этих дорог никто не занимается. Заплатив от 150 руб. с легкового автомобиля и до 1000 с грузового, клиент получает дорогу, местами выглядящую как стиральная доска, а зимой, порой и со снежными завалами.
В мае прошлого года в Санкт-Петербурге открылась первая очередь Западного скоростного движения (ЗДС). Этот эксперимент выявил следующие проблемы. Оказалось, что движение из Морского порта на Турухтанные острова возможен либо за плату, либо бесплатно, но под знак, запрещающий проезд грузовиков. Выбирая второй вариант водителям в любом случае приходится платить, но уже другому ведомству.
Кроме этого, для того, чтобы заплатить оператору за проезд, необходимо простоять в очереди, так процесс отлажен плохо, поэтому многие автолюбители стараются проехать этот маршрут обычными петербургскими улицами.
Прейскурант за проезд пока не велик, но к 2015 году продолжительность платной трассы планируют достроить до 46,4 км (сейчас всего несколько км.), а собираемую плату за проезд увеличить в несколько раз.
Трасса Москва-Петербург только строится. Полностью сдать ее планируют в 2019 г. Однако уже сейчас предварительные расценки за стоимость проезда являются не утешительными. Исходя из опубликованных Минтрансом данных, можно подсчитать, что дорога от Москвы до Питера по самому низкому тарифу для легковых автомобиле обойдется примерно в 1800 руб. Эта цена уступает только расценкам в Японии, но там ситуация осложняется дефицитом земельных ресурсов.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что эксперименты с платными дорогами нельзя назвать удачными, но тем не менее, они активно продолжают входить в нашу жизнь. К 2016 г. в нашей стране заработает более 3000 платных километров. Все новые дороги будут платными, а на уже существующих будут платными участки, которые отремонтирует «Автодор». По прогнозам это 50% каждой магистрали. Кроме того все больше чиновников высказывается за отмену бесплатной альтернативы. На деле это будет выглядеть так: сначала кое-как ремонтируется участок магистрали, а потом он объявляется платным. Это напоминает схему, с помощью которой прославился один из иркутских предпринимателей: он купил и отремонтировал 800 метров дороги до дачного кооператива и стал взимать плату за проезд с легкового автомобиля – 20 рублей, с грузового – 200 рублей.